Пассажирский теплоход мощностью 150 л.с.
Тип судна: пассажирский катер полузакрытого типа с двухэтажным размещением пассажиров, надстройками, частично утопленными в корпус, кокпитом в корме, прикрытым тентом.
Назначение судна: городские и пригородные пассажирские перевозки на короткие расстояния.
Место постройки:
Московский ССЗ (Россия, г. Москва) — 515, 544;
Херсонский ССРЗ им. Коминтерна (Украина, г. Херсон) — 544;
Самусьская РЭБ (сейчас Самусьский ССРЗ) (Россия, Томская обл., пос. Самусь) — 544;
Бобруйский СЗ (Белоруссия, г. Бобруйск);
Благовещенская РЭБФ им. Ленина (Россия, Амурская обл., г. Благовещенск) — сборка;
Тюменский СЗ (Россия, г. Тюмень);
Листвянская судоверфь им.Ярославского (Россия, Иркутская обл., пос. Листвянка).
Класс Регистра: "Р"
Характеристики:
Проект 515 / 544
Длина: 22,2 / 27,25 м
Ширина: 4,8 м
Высота борта: 1,4 м
Высота габаритная: 5,2 / 5,09 м
Водоизмещение в грузу: 45,5 / 53,1 т
Осадка средняя в грузу: 0,88 / 0,9 м
Водоизмещение порожнем: 33,75 / 39,8 т
Осадка средняя порожнем: 0,71 / 0,74 м
Пассажировместимость: 131 / 133 чел
Экипаж: 2 чел
Мест для экипажа: 3
Автономность: 3 сут
Скорость: 19 / 17 км/ч
Тип ГД: 3Д6 / 3Д6, 6ЧСП18/22 или 6L160PNS
Мощность ГД: 1х110 / 1х110, 1х110 или 1х140 кВт
_____________________________________________________________________________________________
Проект теплохода разработан ЦТКБ Минречфлота РСФСР в 1947г.
Серия прогулочных теплоходов «Москвич» (проекты 515, 544, 544М) выпускалась с 1949 по 1954 г. на Московским судоремонтно-судостроительноем заводе (МССЗ). Теплоходы проекта 544 строились и позднее, в течение многих лет на разных заводах СССР (например в Херсоне). Теплоходы херсонской постройки получали обозначение «тип ПТ», хотя они по сути ничем не отличались от московских «Москвичей» и строились по тому же проекту (проект 544). Теплоходов "Москвич" было построено более пятисот.
«Москвичи» не получали собственные названия, для их идентификации использовалась комбинация из буквы М и порядкового номера судна, например М-270. В девяностых годах некоторые «Москвичи», проданные частным владельца, получили собственные имена.
Теплоходы этого типа эксплуатировались в основном как прогулочно-экскурсионные суда, а также в режиме общественного транспорта. И в настоящее время многие из этих судов находятся в эксплуатации. Теперь они часто являются собственностью частных компаний и, будучи переоборудованы соответствующим образом, используются для проведения корпоративных вечеринок и других подобных мероприятий.
_____________________________________________________________________________________________
Модификации.
Кроме Москвы, суда этого типа строились в Херсоне, Тюмени, в посёлках Самусь близ Томска и Листвянка на Байкале, а так же в Благовещенске и Бобруйске (Белоруссия). Суда херсонской, самусьской и благовещенской постройки получали обозначение «тип ПТ» (например «ПТ-150»), хотя они по сути ничем не отличались от московских «Москвичей» и строились по тому же проекту (проект 544). Тюменские "Москвичи" обозначались буквой "Т". Суда бобруйской постройки обозначались литерой "С". Для повышения безопасности, на некоторых "Москвичах" сибирской и дальневосточной постройки вместо окон салонов стали устанавливать иллюминаторы.
Суда с обозначением "ПТ" следует отличать от открытых судов для переправ, также получавших обозначения "ПТ".
В Бобруйске специализировались на выпуске мелкосидящей модификации "Москвича" для рек и озёр Белоруссии, Украины и Прибалтики. Суда этой разновидности можно всретить в Виннице ("Ляля Ратушна" и Н.И.Пирогов"), Тернопольском озере ("Герой Танцоров"), в Гродно ("Ольга Соломова") и др.
В тогдашнем Ленинграде выпускалась несколько изменённая версия «Москвичей», отличавшаяся уменьшенным габаритом по высоте. Эти суда имели обозначение Л (например, Л-14) и известны как тип «Ленинградец», проект 564. В отличие от «Москвичей», «Ленинградцы» не имеют на крыше открытой палубы со скамейками; рулевая рубка у «Ленинградца» расположена ниже, чем у «Москвича». Соответственно, у «Москвича» выход на причал находится приблизительно на уровне этой открытой палубы (что видно на приведенных здесь фотографиях), а у «Ленинградца» — ниже, то есть почти на уровне основного салона.